ИПК в проекте «Содействие занятости»: как мы прошли испытание на прочность
16.12.2021
Весной 2021 года ИПК присоединился к реализации федерального проекта «Содействие занятости» (нацпроект «Демография»). В тот момент мы, конечно, понимали, что впереди много работы. Но не представляли, как эта работа отразится на нашем институте. За 6 месяцев только в рамках проекта мы обучили больше 2000 человек. Полностью перестроили часть рабочих процессов. Были моменты, когда сотрудники Института работали в круглосуточном режиме. Это было испытание на прочность и гибкость. И мы его прошли. Проект «Содействие занятости». СправкаЗапущен в марте 2021 года. Является частью масштабной государственной программы по снижению уровня безработицы и трудоустройству граждан. Цель проекта — дать возможность получить профессию, востребованную на современном рынке, уязвимым категориям населения.Кто имеет право на бесплатное обучение в рамках проекта: люди, обратившиеся в службу занятости за помощью в трудоустройстве;граждане в возрасте 50 лет и старше;женщины в декретном отпуске;неработающие молодые мамы, имеющие детей дошкольного возраста. Участники проекта могут выбрать любое направление обучения. Длительность обучения зависит от выбранной профессии. В среднем курсы длятся от трех недель до трех месяцев. Учиться можно дистанционно. Программу реализует Минтруда России при содействии Федеральной службы по труду и занятости. За обучение участников федерального проекта отвечают три федеральных оператора:Агентство развития профессионального мастерства (WorldSkills);Российская академия национального хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;Национальный исследовательский Томский государственный университет.Согласно Постановлению правительства №369 программа будет работать до 2024 года. Как мы попали в проектРешение об участии в проекте мы приняли быстро. С 2019 года ИПК уже успешно сотрудничал с ЦЗН г. Москвы в рамках нацпроекта «Демография» и готовил слушателей по направлению «Госзакупки». Поэтому потребности аудитории мы понимали хорошо. Но тогда, в 2019-м, было «золотое» время до пандемии, когда мы могли свободно планировать очные занятия, лично общаться со слушателями в Институте. Да и сама команда целиком находилась в офисе и большинство вопросов решались устно и оперативно.Получить одобрение заявки на участие в новом проекте от федерального оператора было непросто. РАНХиГС предъявил достаточно высокие входные требования к качеству образовательных услуг будущих исполнителей. По всей стране тысячи учебных центров и организаций дополнительного профессионального образования претендовали на включение в проект.Мы представили на экспертизу целый пакет учебных планов и рабочих программ, подтверждение, что у нас есть необходимая материально-техническая база и квалифицированный преподавательский состав, чтобы выполнить обязательства по проекту. Больше месяца ждали решения. Но самое горячее время началось после того, как получили положительный ответ. Как мы это сделалиОдин из главных принципов нашей работы со слушателями: чтобы обучение было продуктивным, оно должно быть удобным. Нам нужно было сохранить все преимущества очного обучения и не потерять в качестве онлайн. Поэтому мы заново собрали тематическую сетку вебинаров, прописали контент-планы для чатов сопровождения, перераспределили функционал между сотрудниками, чтобы каждый специалист контролировал ту часть работы, где он максимально эффективен. Каждый преподаватель, который в итоге читал лекции участникам проекта «Содействие занятости», прошел строгую проверку квалификационного соответствия в отделе контроля качества образовательных программ ИПК. Нам нужны были сильные преподаватели, но при этом обязательно практики с многолетним опытом работы в сфере, про которую они рассказывают.Для связи с удаленной командой и оперативного контроля задач были запущены отдельные чаты в Телеграм, а Гугл-таблицы стали нашим вторым домом. Перед стартом проекта мы даже не обсуждали ненормированный рабочий день. Каждому сотруднику было понятно, что если что-то нужно сделать, это должно быть сделано вовремя, даже в 4 утра. Мы всегда создаем комфортные условия для студентов. Особенно, если речь идет о дистанционном обучении. Но для слушателей в рамках проекта «Содействие занятости» этого было мало. Большинство из них решились на большие перемены в жизни, кардинально поменяли сферу деятельности. Мы хотели по максимуму их поддержать, а не просто прочитать лекции. Пусть и на очень высоком уровне. При выборе технических решений мы старались ориентироваться на практичность и современные требования к онлайн-обучению. Для лекций и вебинаров выбрали простой и комфортный Zoom. Основные учебные материалы разместили в личном кабинете в системе дистанционного обучения, разработанной Институтом. С каждым слушателем проводилась ювелирная персональная работа: по сбору документов, технической помощи во время вебинаров, при работе в СДО. Учебные чаты групп с кураторами действовали практически круглосуточно. — Мы буквально вели слушателей за руку. И не бросали их сразу после окончания курса, — говорит Александр Шеверев, проректор по развитию ИПК. — Мы до сих пор поддерживаем учебные чаты групп. Кто-то спрашивает, как действовать дальше, кто-то присылает видео, на котором открывает коробку с новым дипломом и танцует с ним в обнимку. Это дорогого стоит. Мы расширили и дополнительно проинструктировали команду техподдержки, так как понимали, что далеко не все слушатели легко справляются с техническими сложностями онлайн. Запланировали организационные вебинары. Они проводились перед ключевыми этапами обучения, чтобы слушатели понимали, что их ждет в ближайшее время: как и когда подключаться к онлайн-занятиям, как пользоваться личным кабинетом, как проходить итоговое тестирование и что делать, если так и не нашел место для стажировки. Федеральный проект «Содействие занятости» — это не только лекции, практики и зачеты. Это большой документооборот, который слушатель не видит. От того, насколько своевременно и правильно будут собраны и подготовлены необходимые документы, зависит, когда человек получит диплом, получит ли его вообще. Заполнение данных ведется в нескольких информационных системах сразу, сроки на заполнение — считанные дни. На одного слушателя в зависимости от программы оформляется 10-12 документов. Добавьте сюда заполнение различных промежуточных форм и внешнюю отчетность перед федеральным оператором и вы поймете, почему наши рабочие ноутбуки практически не выключались. В самые напряженные дни сбором, проверкой и загрузкой документов занимались одновременно более 20 сотрудников ИПК. Уходить с работы в 21:00 или обедать на работе в воскресенье стало в этот период для нас обычным делом. Наши сотрудники всегда ответственно относились к выполнению своих обязанностей, но в рамках проекта качественное выполнение работы стало почти соревнованием. Мы понимали, что с учетом сжатых сроков и больших объемов, права на ошибку у нас просто нет. Для проекта мы разработали отдельный регламент, в котором прописали даже допустимое время ответа на рабочие сообщения. Все, чтобы ускорить выполнение задач.Основные направления обучения в ИПК в рамках проекта:информационные системы и технологии;управление персоналом;госзакупки;библиотечное дело;педагогика;социальная работа;бухучет;делопроизводство;управление жилищно-коммунальным хозяйством.Как помочь слушателям трудоустроитьсяЕще на этапе набора слушателей мы четко понимали, что самая важная цель для каждого участника проекта — найти новую работу или сохранить рабочее место. В паспорте федерального проекта на сайте Минтруда говорится, что достижение этой цели предполагается за счет получения дополнительного профессионального образования, т.е. получения новой специальности. Это правильно. Зачастую проще посмотреть, каких вакансий на рынке больше, и получить новую востребованную профессию, чем искать работу по старой специальности. Первые же результаты работы со слушателями показали, что сложности с трудоустройством возникают не только из-за отсутствия нужных знаний. Получить профессию не равно трудоустроиться.— Рынок труда изменился: новые формы занятости, удаленная работа, онлайн-собеседования, — говорит Ольга Корженевская, продакт-маркетолог ИПК. — Изменился сам алгоритм поиска работы и форматы резюме. А многим нашим студентам, особенно в возрасте 50+, не хватает профессиональных цифровых знаний и навыков. Например, кто-то может отправить видео в WhatsApp или опубликовать сториз в Инстаграм. Но с трудом заполнит форму резюме на том же hh.ru или задаст фильтры для поиска вакансий. Многие не знают, как правильно написать электронное сопроводительное письмо к резюме. Не умеют пользоваться Zoom и другими приложениями для видеосвязи, а значит, испытывают сложности, если их приглашают на онлайн-собеседования. В итоге стало понятно, что для успешного трудоустройства участников проекта надо учить по-другому. Кроме обычных знаний давать им дополнительные, которые критически важны при трудоустройстве. Первым шагом в этом направлении стал дополнительный модуль во всех программах «Карьерный трек». Но только первым.В процессе работы над «Карьерным треком» у нас появилось много идей. Мы поняли, как методически доработать наш образовательный продукт, чтобы давать не только знания по профессии, но и успешно адаптировать будущих специалистов к новой реальности рынка труда. Работа над проектом стала практической базой для нашего первого научного исследования. Научная работа в этой области позволит нам проверить эффективность наших методик и отследить их влияние на карьерное развитие слушателей в долгосрочной перспективе. Первые результаты исследования мы представили на научной конференций «Институциональная трансформация экономики: человек и социум-2021». - ИПК уже много лет занимается профессиональной переподготовкой и повышением квалификации граждан. Но участие в проекте «Содействие занятости» потребовало существенно изменить многие процессы, - говорит Александр Шеверев, проректор АНО ДПО “ИПК”. - Мы уверены, что наш подход позволяет выпускать действительно хороших специалистов с мощным уровнем подготовки. Сейчас мы обрабатываем полученные результаты обратной связи от слушателей. С учетом накопленного опыта и пожеланий студентов, мы планируем доработать и улучшить образовательный процесс в 2022 году. Мы прыгнули выше головы, но знаем, что это еще не потолок.
к новости