Оглавление
Госзакупки — крупный рынок для поставщиков товаров и услуг, необходимых госкомпаниям. Масштаб любой: от приобретения карандашей до строительства здания администрации. Рассказываем простыми словами, что такое госзакупки, как это работает и о чем должен знать начинающий специалист по закупкам.
Основные понятия: что нужно знать для работы
Госзакупки происходят на конкурентной основе. Есть несколько ключевых принципов:
-
Все поставщики имеют одинаковые права на участие и выигрыш.
-
Чтобы снизить уровень коррупции, все сведения о госзакупках должны публиковаться в СМИ.
-
Закупка должна происходить после анализа эффективности расходов и с контролем выполнения условий контракта для экономии бюджета.
-
Процедура должна быть прозрачной, обязательна письменная отчетность.
-
Все участники процесса несут административную, гражданскую и уголовную ответственность перед законом.
Приведем основные понятия:
Государственные закупки — заказ или покупка продуктов, работ или услуг для государственных или муниципальных нужд.
Госзаказчик — организация, которой необходимы товары и услуги, она же оплачивает закупку. Это может быть школа, детский сад, больница.
Поставщик — юридическое или физическое лицо, ИП или самозанятый, который участвует в закупке и поставляет товары и услуги.
Начальная цена контракта — стоимость поставки, установленная заказчиком. Цены выше быть не может.
Электронная торговая площадка — сайт, где проводятся электронные аукционы. Площадка может быть специализированной — на ней проводят закрытые закупки.
Заявка на участие — документы, которые потенциальный исполнитель подает в электронной форме для участия в торгах.
Обучитесь на специалиста в сфере закупок онлайн!
Разберитесь, как участвовать в госзакупках, подтвердите квалификацию и получите диплом
Поставщиками могут стать юрлица, ИП и самозанятые. У многих на слуху термин «тендер», но официально его не используют, предпочитая слово «закупки», а их совокупность называют «контрактной системой».
Пошагово механизм выглядит так:
-
Вы покупаете электронно-цифровую подпись.
-
Регистрируетесь на Портале госуслуг.
-
Регистрируетесь на Портале госзакупок.
-
Аккредитуетесь на интересующих вас электронных площадках.
-
Изучаете условия торгов, подаете заявки.
Чтобы избежать невыгодных условий или проигрыша, уделите достаточно времени изучению пожеланий госзаказчика, техзадания и проекта.
Все механизмы определены законодательно. Основными можно назвать два закона:
-
Закон № 44-ФЗ регулирует закупки организаций, принадлежащих государству — как детские сады, поликлиники, казначейство. Они все средства получают из бюджета, и в 44-ФЗ четко описаны все особенности процесса: планирования, выбора поставщика, обжалования действий;
-
Закон № 223-ФЗ содержит требования к покупкам компаний, которыми государство владеет хотя бы наполовину — как «Ростелеком», РЖД, ВТБ. Это компании с собственной выручкой, и здесь закон уже мягче, разрешается вносить изменения в договор.
Каждая бюджетная организация формирует план-график покупок и заказов на три года. При этом количество, цену и характеристики товаров и услуг определяют местные власти. К примеру, специалист госкомпании может заказать только один компьютерный стол в год за счет бюджетных средств, причем стол не может стоить дороже установленного в регионе порога.
Виды государственных закупок по 44-ФЗ
Сведения о торгах размещают в единой информационной системе (ЕИС): она регулярно обновляется, а информация доступна всем. Здесь госкомпания пишет, когда состоится аукцион, где это произойдет, какие условия выдвигаются.
Например, городской больнице в следующем году нужен ремонт в хирургическом корпусе. Руководство составляет список работ — покрасить стены, побелить потолки, заменить окна — публикует информацию в ЕИС, устанавливает максимальную стоимость. После того, как появятся потенциальные исполнители, проводится конкурс на самое выгодное предложение. Победитель заключает договор с больницей и в назначенное время приступает к ремонту.
Согласно действующему законодательству, есть два типа закупок:
-
Открытые — участвовать может любой желающий.
-
Закрытые — участвовать могут лишь приглашенные заказчиком компании.
Открытые закупки делятся на неконкурентные и конкурентные. В первом случае договор заключают с конкретным исполнителем, а во втором — участникам приходится бороться за возможность работать с заказчиком.
Неконкурентный способ допустим, если закупка разовая или поставщик услуги только один — например, такое возможно при подключении воды.
Конкурентных типов закупок больше:
-
запрос котировок или предложений,
-
открытый или закрытый конкурс,
-
конкурс с ограниченным участием,
-
открытый или закрытый аукцион в электронной форме,
-
открытый или закрытый двухэтапный конкурс.
Зачем участвовать в закупках
Участвовать в торгах могут все компании, независимо от того, сколько времени они на рынке, какую систему налогообложения используют, есть ли сейчас нужные товары на их складе. Ограничения встречаются крайне редко, а вот преимуществ у участия в госзакупках достаточно:
-
у компании появится надежный заказчик с хорошей репутацией;
-
не придется переживать насчет оплаты — все обязательства будут выполнены точно в срок;
-
расширится география торговли, а конкурентов будет мало;
-
не нужно будет тратиться на рекламу и продвижение, привлекать много людей;
-
появится возможность заранее прогнозировать доход.
Некоторые компании попадают в Реестр недобросовестных поставщиков — и если у заказчика будет такое требование, они не смогут участвовать в торгах. Как правило, в Реестр попадают исполнители, которые после победы в конкурсе отказываются заключать договор или делают это позже оговоренного срока.
Периодически заказчикам нужны разные услуги и товары: объем госзакупок составляет 40 триллионов рублей в год. Чтобы понять, насколько выгодно ваше предложение, изучите итоги состоявшихся конкурсов: когда и как часто госкомпании обращались к конкурентам, сколько это стоило, какие требования нужно было выполнить.
Заключение
Часто специалисты по госзакупкам допускают ошибки, теряют много времени и денег из-за недостатка знаний — хорошие курсы с квалифицированными преподавателями помогут этого избежать. Эксперты нашего Института за 3 года обучили 1,5 тысячи профессионалов — как начинающих, так и уже работающих в этой сфере. Знания и опыт помогают им быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решения и выводить свою компанию на новый уровень.